Нижний Новгород

Информация о дорожном движении

О проекте

Первый в России комплексный эксперимент по применению систем адаптивного управления дорожным движением - шаг на пути к созданию ИТС Нижнего Новгорода

6 апреля 2008 года в Нижнем Новгороде при поддержке Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, Департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода, УГИБДД ГУВД по Нижегородской области и СМЭУ ГУВД по Нижегородской области стартовал пилотный проект по созданию системы адаптивного управления дорожным движением. В опытную эксплуатацию введен светофорный объект, способный осуществлять управление дорожным движением в режиме реального времени с учетом текущей транспортной обстановки. Дополнительно на объекте внедрена система автоматизированного контроля транспортных потоков, сбора статистических данных, а также инновационная технология дистанционной оптимизации режимов управления на светофорном объекте.о проекте

Постоянный мониторинг дорожного движения и анализ статистических данных за время эксперимента позволили определить социальный и экономический эффект от внедрения системы адаптивного управления перекрестком. Этот эффект выражается в значительном улучшении условий дорожного движения по приоритетному направлению, сокращении общих задержек транспорта и экономии топлива.

В ходе эксперимента произведено тестирование оборудования адаптивного управления как в штатном режиме, так и при имитации различных неисправностей. Подтверждено соответствие функциональным характеристикам и основным требованиям стандартов РФ. Вместе с тем выявлено, что в ряде случаев нормы РФ расходятся с зарубежными стандартами, и иногда эти расхождения обусловлены не требованиями безопасности, а традициями. В качестве примера можно привести расхождение в представлениях о методах перехода дорожного контроллера в режим желтого мигания при выполнении контроля перегорания красного сигнала светофора. В таких случаях устаревшие нормы лишь препятствуют внедрению современных методов управления дорожным движением, что заставляет подумать о своевременности корректировки стандартов РФ с учетом последних достижений инновационных технологий.

По результатам пяти месяцев опытной эксплуатации адаптивного светофорного объекта Департаментом транспорта и связи было принято решение о реализации комплекса мероприятий по модернизации наиболее загруженных пересечений Нижнего Новгорода и создании системы адаптивного управления дорожным движением. На предпроектной стадии были рассмотрены 3 варианта внедрения, два из которых являлись проектами, обустройства перекрестков, находящихся на одной магистрали, а один - к разрозненным пересечениям, находящимся в разных частях города. Технико-экономический анализ показал, что вариант, включающий в себя 9 разрозненных регулируемых пересечений, является предпочтительным по всем показателям. Таким образом, установлено, что часто встречающийся подход к созданию АСУД: управление транспортными потоками на магистралях - не всегда эффективен. Разрозненность объектов модернизации позволяет, в данном случае, наилучшим образом распределить ограниченные ресурсы, используя возможности уже имеющегося, штатного оборудования, при этом создавая зоны локального управления под «руководством» нового программного и аппаратного обеспечения.

Состав оборудования на модернизируемых перекрестках и алгоритмы управления определялись на основании компьютерных имитационных моделей транспортных потоков и улично-дорожной сети. Общая площадь смоделированной улично-дорожной сети составила более 40 Га. Компьютерные имитационные модели предполагается использовать и в дальнейшем эксплуатирующей организацией. Этот инструмент позволит обоснованно принимать решения по смене режимов работы светофорных объектов, изменению организации дорожного движения, по перепуску транспорта в связи с теми или иными мероприятиями и т.д.

В ближайшей перспективе Департаментом транспорта и связи планируется увеличение количества светофорных объектов, входящих в состав системы. Предполагается также создание комбинированной системы управления дорожным движением, в которой будут объединены в единую сеть как пересечения с ИТС-оборудованием, так и перекрестки со штатным оборудованием, функционирующим в настоящее время.

Уже в 2010 году этом году планируется подключить к центральному диспетчерскому пункту дополнительно 34 светофорных объекта, поставленных по Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Тем самым функциональные возможности оборудования, поставляемого по программе, будут существенно расширены. Автоматизированное оборудование учета интенсивности дорожного движении, также поставляемое в рамках программы, будет подключено к системе, как источник исходных данных.

В настоящее время Нижний Новгород обладает достаточным потенциалом для развертывания полноценной системы управления дорожным движением, как наиболее значимого элемента интеллектуальной транспортной системы. Уделяется большое внимание обучению сотрудников эксплуатирующих организаций в первую очередь с целью обеспечения бесперебойной работы в течение всего расчетного срока службы, а также независимости Заказчика от Поставщика при дальнейших расширениях.

Развитие систем адаптивного управления дорожным движением создает благоприятные условия для реализации в городе приоритизации общественного и специального транспорта, полноценной системы информирования участников дорожного движения и пр. Одной из основных особенностей применяемой в Нижнем Новгороде аппаратной базы является возможность расширения системы без привязки к конкретным производителям и поставщикам. В том числе, имеются возможности для дальнейшего применения новых технологий в том числе, технологии ГЛОНАСС/GPS. Создание единой системы управления дорожным движением в Нижнем Новгороде является наиболее приоритетной задачей, стоящей в настоящее время перед Департаментом транспорта и связи.